С 2014 г. начато радикальное реформирование природоохранного законодательства, которое затрагивает основы всей деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением новых правовых норм.
Для реализации новых инструментов государственного регулирования в области охраны окружающей среды необходимо принятие широкого круга подзаконных нормативных правовых актов и документов по стандартизации, конкретизирующих нормы, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие федеральные законы, но не противоречащих законодательно установленным нормам.
В 2014-2018 годах был принят ряд федеральных законов, вносящих радикальные изменения в природоохранное законодательство:
- от 21.07.2014 № 219-ФЗ (в ред. от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты …" (содержит нормы в отношении разделения всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории, разрешительного порядка и учета воздействия на окружающую среду по объектам различных категорий, производственного экологического контроля, платы за негативное воздействие на окружающую среду и др.),
- от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты ...и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)... " (устанавливает новые понятия в области обращения с отходами, расширяет сферу лицензирования в области обращения с отходами, изменяет условия нормирования отходов, вводит систему регулирования в области обращения с отходами от использования товаров (в т.ч. устанавливает экологический сбор), вводит новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (операторы, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами) и др.),
- от 29.12.2014 № 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты …" (содержит изменения в порядке получения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, в зависимости от объемов добычи подземных вод),
- от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс ... и отдельные законодательные акты …" (содержит нормы по упорядочению изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в т.ч. для проведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляемых за счет средств недропользователя),
- от 31.12.2014 № 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса …" (отменяет экспертизу проектной документации и получение разрешения на строительство в отношении буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).
- от 13 июля 2015 г. № 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты…" (совмещает понятия «береговая линия» и «граница водного объекта» и предусматривает требования к их регистрации);
- от 29 декабря 2015 г. № 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (вносит изменения в отношении утилизационного сбора);
- от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты …" (вносит корректировку в новый порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, изменения в Федеральные законы «Об отходах...» и «Об образовании...» в части обучения лиц, допущенных к обращению с отходами, корректировку требований в отношении нормирования отходов, обращения с отходами от использования товаров, организации обращения с твердыми коммунальными отходами, а также отменяет требования Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и других законов по поводу локальных очистных сооружений и платы за сброс загрязняющих веществ для определенных категорий абонентов централизованных систем водоотведения).
- от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты …» (дополняет Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" новой статьей 5.1 о возможности передачи полномочий федеральных органов по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности органам власти субъектов РФ, дополняет Федеральный закон «Об охране окружающей среде» положениями о возможности передачи полномочий федеральных органов по федеральному экологическому надзору органам власти субъектов РФ, а также вносит в него новую главу XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (ст.80.1-80.2), включая выявление и оценку объектов накопленного вреда, их категорирование и внесение в реестр (с дополнением терминов «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде»). Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 г. № 445, Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде - постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542);
- от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс …и отдельные законодательные акты …» (определяет в Земельном кодексе понятие «Рекультивация земель» и вносит изменения в статьи 13 «Содержание охраны земель» и 14 «Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами»);
- от 03.07.2016 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты …в части создания лесопарковых зеленых поясов» (дополняет Федеральный закон «Об охране окружающей среде» новой главой IX.1. «Лесопарковые зеленые пояса» (ст.62.1-62.5), определяет лесопарковые зеленые пояса как зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности и устанавливает режим особой охраны природных объектов, расположенных в таких поясах);
- от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» (дополняет Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" новой статьей 28.1 «Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов», в статье 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает срок заключения соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами не позднее 1 мая 2018 года, представления предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора - не позднее 1 июля 2018 года).
- от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (дополняет Воздушный кодекс понятием «Приаэродромные территории». В Федеральном законе "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (ст.12) определяет, что Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством РФ. В Градостроительном кодексе РФ устанавливает требования учета приаэродромных территорий в проектной документации).
- от 26.07.2017 № 208-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс…" (изменяет порядок и условия приобретения права пользования поверхностными водными объектами по ст.11 с её переименованием «Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями», нормы использования водных объектов для водного транспорта. Вводит принципиально новую ст.51.2 об использовании водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов без предоставления водных объектов в пользование).
- от 29.07.2017 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты …" (с 01.01.2019) (в Законе «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает новые термины и вводит новую гл.5.1. «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)» (норматив состава сточных вод, планы снижения сбросов, плата за сброс и др.). В контексте этих дополнений вносит изменения в Водный кодекс и Закон «Об охране окружающей среды» (в т.ч. с учетом категорий объектов). В Законе «О рыболовстве…» устанавливает, что критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения будут устанавливаться Правительством РФ).
- от 29.07.2017 № 261-ФЗ "О внесении изменений в статьи 60 и 67-1 Водного кодекса …"(вводит новую ст.67.1 «Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий»).
- от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты …в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (вносит изменения в 8 федеральных законов преимущественно в сфере лесных отношений, в т.ч. в Закон «Об охране окружающей среды». Изменяет порядок определения границ участков из земель лесного фонда, устраняет противоречия в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости. Вводит некоторые дополнительные механизмы защиты лесов).
- от 28.12.2017 № 422-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 … закона "Об экологической экспертизе" и статью 12 …закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды«…» (вносит редакционные изменения в Закон «Об экологической экспертизе». Переносит срок внедрения автоматических средств измерений (п.9 ст.67 Закона «Об охране окружающей среды и ст.25 Закона «Об охране атмосферного воздуха») на источниках объектов I категории на 01.01.2019).
- от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления … " и отдельные законодательные акты… " (в статьях 37, 38, 39, 44 Закона «Об охране окружающей среды» исключает слова «благоустройство территории». В Градостроительном кодексе РФ вносит понятия «благоустройство территории»3 и «элементы благоустройства». Определяет обязанности муниципальных органов устанавливать Правила благоустройства территории);
- от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (уточняет понятия сбора и накопления отходов, отходов от использования товаров, вносит изменения в условия лицензирования деятельности в области обращения с отходами. Устанавливает полномочия РФ в отношении порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, правил обустройства мест накопления ТБО и ведения их реестра. Устанавливает полномочия органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест накопления ТБО, схем их размещения и ведения их реестра, формированию экологической культуры в области обращения с ТБО. Уточняет требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами. Устанавливает требования к местам накопления отходов. Уточняет порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств бюджета от экологического сбора. Уточняет полномочия региональных операторов по обращению с ТБО).
С 2015 года по Федеральному закону № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. вступили в силу новые статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды»: 4.1 «Загрязняющие вещества», 4.2 «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», 28.1 «Наилучшие доступные технологии» и 69.2 «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, ...снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, вступили в силу новые редакции статьи 1 (дополнительные термины), статьи 17 (господдержка природоохранной деятельности), статей 19 - 21 (общие положения по нормированию в области охраны окружающей среды), статьи 69 (государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), а также дополнительные принципы охраны окружающей среды в статье 3 (в т.ч. "обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия").
Принципиально новой является статья 4.2 «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», в которой определены 4 категории объектов:
- объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - I категории;
- объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду, - II категории;
- объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду, - III категории;
- объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду, - IV категории.
Распределение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории должно затронуть в 2019 - 2020 годах основы всего государственного управления в области охраны окружающей среды (нормирование и разрешительный характер воздействий на окружающую среду, плату за негативное воздействие, производственный контроль и государственный экологический надзор).
В частности, с 01.01.2019 г. вступают в силу изменения в Закон «Об охране окружающей среды» по Федеральному закону № 219-ФЗ от 21.07.2014 г., отменяющие тотальную выдачу единых по форме и содержанию разрешений на выбросы (сбросы) и лимитов на размещение отходов с установлением комплексных экологических разрешений для объектов I категории (по новой статье 31.1) и деклараций о воздействии на окружающую среду – для объектов II категории (по новой статье 31.2). Для объектов III категории предусмотрена отчетность в уведомительном порядке. Объекты IV категории не имеют никаких обязательств, кроме постановки на учёт.
По статье 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена подача заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду (по ст.11 (п.3) Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ) юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны в течение 2-х лет со дня вступления в силу этого Закона (т.е. до 01.01.2017) поставить на государственный учет (по ст.69.2) принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду).
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального реестра и региональных реестров, содержащих сведения об объектах, подлежащих соответственно федеральному или региональному экологическому надзору. Ведение федерального реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, региональных реестров - органами власти субъектов РФ по месту нахождения объектов.
Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной форме. В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность на 2-х и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется в отношении каждого объекта отдельно. В случае если объект расположен на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, заявка о постановке объекта на учет направляется в один из территориальных органов Росприроднадзора согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлена административная ответственность (штраф на должностных лиц в размере от 5 до 20 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 100 тыс.руб.) по статье 8.46 Кодекс РФ об административных нарушениях.
Особое значение имеют новые нормы, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающее среды» Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"») статья 16 Федерального закона « Об охране окружающей среды» и постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 были признаны неконституционными.
С 1 января 2016 года вступила в силу новая редакция статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», принятая Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ . В новой редакции статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принципиально важное значение имеет норма, согласно которой плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только стационарными источниками. Эта норма в отношении платы за выбросы только стационарными источниками повторяет содержание изменения, внесенного по Федеральному закону № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. в статью 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и вступившего в силу уже с 01.01.2015.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» по Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ (с изм. от 29.12.2014 № 458-ФЗ и от 29.12.2015 № 404-ФЗ) дополнен новыми статьями по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Ст.16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО осуществляющие деятельность по их размещению. Освобождаются от платы лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории.).
Ст.16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (В 2016 г. преимущественно повторяет общие подходы к расчету платежей. Информация о расчетной базе должна представляться в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Вступление в силу существенных изменений в порядке определения платежной базы предусмотрено в 2019 г.).
Ст.16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (при определенных условиях предусмотрен вычет из суммы платы затрат на реализацию природоохранных мероприятий. Введены понижающие коэффициенты при размещении отходов, образующихся при утилизации и обезвреживании отходов. При размещении отходов добывающей промышленности V класса в горных выработках при рекультивации земель плата за размещение отходов не взимается. С 2019 г. при размещении отходов на объектах размещения, исключающих негативное воздействие на окружающую среду плата за размещение отходов, взимается не будет. С 01.01.2020 г. предусмотрены новые коэффициенты к плате за негативное воздействие. По федеральному закону от 29.12.2015 № 404-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты). Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.
Ст.16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год не позднее 1марта года, следующего за отчетным периодом. За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (позже 1 марта года, следующего за отчетным) предусмотрена уплата пеней.
По Федеральному закону от 29.12.2015 № 404-ФЗ лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме 4-го квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1 /4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, должны представлять декларации, и ее форма устанавливаются уполномоченным федеральным органом).