Необходимость разработки проекта ЗСО регламентирована Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (ст. 74, ст. 104) и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В соответствии с СанПиНом 2.1.4.1110-02: зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Также, стоит отметить, что разработка проектов ЗСО осуществляется только для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Для источников водоснабжения технического назначения установление зон санитарной охраны не требуется.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:
- первый пояс – пояс строго режима. Главное его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайных или умышленных повреждений, загрязнений.
- второй и третий пояса – пояса ограничений. Включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнений воды и источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Установленные проектом границы зон санитарной охраны согласовываются в органах Роспотребнадзора. Утвержденный проект зон санитарной охраны является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.
Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
Так, в 2013 году, к нам обратилась организация, осуществляющая питьевое водоснабжение п. Тура за разработкой проекта ЗСО для поверхностного источника водоснабжения. Стоит отметить, что на момент обращения не было ни одного ЗСО в Эвенкии!
Обстановка в Эвенкии показывает, что риск возникновения чрезвычайных ситуаций, как природного, так и техногенного характера, сохраняется. Чрезвычайные ситуации природного характера, в первую очередь связаны с наводнениями в период весеннего паводка на реках.
Все поверхностные водные объекты, используемые в целях питьевого водоснабжения на территории Эвенкии, имеют сильное фоновое загрязнение по ряду химических компонентов вредных для здоровья человека.
Основные источники загрязнения – сброс в водоёмы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий, коммунального и сельского хозяйства.
Хоть большинство работ и происходит за пределами водоохранных зон поверхностных водных объектов, но с талыми и ливневыми водами загрязняющие вещества попадают в ручьи, а далее и в реки.
В ходе разработки проекта зон санитарной охраны, было установлено следующее. Площадь территории, попадающая в границы первого пояса ЗСО, составляет ~6,0 га, из которых ~3,5 га приходится на водную акваторию р. Нижняя Тунгуска.
В границы первого пояса ЗСО не попадают объекты, не относящиеся к деятельности водозаборных сооружений. Однако границы и территория первого пояса ЗСО не оборудованы должным образом, а расположение водозабора в черте населенного пункта является дополнительной угрозой загрязнения источника водоснабжения населения.
Расположение водозабора № 1 в черте п. Тура приводит к активным попыткам использования населением и юридическими лицами прилегающей к водозабору территории в хозяйственно-бытовых целях. Не исключены возможности использования акватории в рекреационных целях, несанкционированный спуск сточных вод, а также образование стихийных свалок.
Территория второго (750 м по правому берегу в черте п. Тура) и третьего (3 км по левому и правому берегам) поясов представлена бассейном р. Нижняя Тунгуска выше по течению п. Тура со всеми притоками. Основная часть территории включает не урбанизированные территории, занятые лесостепью. В границы попадает один населенный пункт – п. Тура, в пределах которого оказывается негативное воздействие: производственное и технологическое – склады угля и ГСМ котельных поселка, гаражи и пр.; хозяйственно-бытовые – индивидуальные жилые дома с прилегающими приусадебными участками и огороды, где жилые дома не канализованы и не оборудованы септиками и населением ведется сельское хозяйство с применением удобрений при выращивании огородных культур. В соответствии с СанПиНом 2.1.4.1110-02 п. 3.3.1.1-3.3.3.5 вышеуказанные объекты и виды деятельности запрещены во втором и третьем поясах ЗСО.
Дальнейшими целями работ стали выявление источников возможного загрязнения вод, проверка соблюдения установленного регламента хозяйственной деятельности в границах зон санитарной охраны водозаборного участка и выполнение предусмотренных мероприятий по содержанию зон санитарной охраны водозаборного участка в надлежащем состоянии.
Станция первого подъема включает в себя насос, расположенный на берегу р. Нижняя Тунгуска в зимний период и на плавучем понтоне в летний период. На станции второго подъема установлен фильтр грубой очистки воды и установки ультрафиолетового обеззараживания и озонирования (ОЗОН 25ПВ-5-2472-200 и УОВ-УФТ-АМ-1-101).
По результатам производственного контроля за 2012 г. качество воды, забираемой для хозяйственно-бытового водоснабжения населения из р. Н. Тунгуска не соответствует гигиеническим нормативам по цветности (превышает нормируемый показатель в 2,3 раза), по хлоридам (превышает нормируемый показатель в 1,03 раза), обнаружены при нормативе «не допускаются» ОКБ (2,3 в 100 мл воды), по БПК5, ХПК, обнаружены при нормативе «не допускаются» ОКБ, ТКБ – в 19,6% исследованных проб. По многим другим показателям контроль не осуществлялся (ПАВ, алюминий, барий, бериллий, бор, марганец, молибден, мышьяк, никель, ртуть, селен, стронций, хром, цианиды, линдан, ДДТ,2,4-Д, коли-фагов, спор сульфитредуцирующих клостридий, цист лямблий, удельной суммарной альфа- и бета-активности, радона) что не позволяло оценить по всем обязательным показателям соответствие (несоответствие) качества воды, подаваемой населению, требованиям санитарного законодательства.
На основе проведенных лабораторных анализов установлено, что качество воды водоисточника р. Н. Тунгуска не соответствует гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01:
- по микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ и ОМЧ);
- по обобщенным показателям (сухой остаток, БПК5, ХПК, взвешенные вещества);
- по органолептическим свойствам (запах, цветность, мутность).
По величине водородного показателя (рН 7,7) поверхностные воды характеризуются слабощелочной средой. По радиологическим показателям вода соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности, общая бета-радиоактивность менее 1.0 Бк/л, общая альфа-радиоактивность менее 0.2 Бк/л.
На основании результатов анализа воды в разводящей сети установлено, что рекомендуется установка станции подготовки питьевой воды «Водопад-50», после очистки, которой качество воды будет полностью удовлетворять требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Также, были запланированы мероприятия по снижению рекреационной нагрузки, очищению территории от засорения, оповещение населения о режиме в поясах ЗСО.
Администрацией п. Тура, предусмотрен план развития территории, включающий такие мероприятия, как организация полигона ТБО; развитие централизованной системы водоснабжения и водоотведения (максимальный охват централизованным водоснабжением и водоотведением, реконструкция существующих сетей, введение очистных сооружений и приборов учета расхода подаваемой воды); обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос (установление предупреждающих знаков о режиме пользования водным объектом и водоохранной зоной для населения, обвалование объектов-загрязнителей и вынос их из водоохранной зоны и другие мероприятия на территории ВЗ и ПЗП).
На сегодняшний день, отмечается результат от проведения мероприятий, предусмотренных в проекте ЗСО.
На территории первого пояса ЗСО предусмотрено исполнение таких требований, как ограждение территории первого пояса буями и другими предупредительными знаками, проезды и дороги для подвода эксплуатационных и ремонтных материалов, а также дорожки для перемещения персонала по территории первого пояса зоны санитарной охраны не имеют твёрдого покрытия, охранное освещение по периметру ограждения для освещения подступов к забору с внешней стороны и частей запретной зоны до тропы наряда не организовано, столбы-указатели, обозначающие границы запретной зоны.
С введением дополнительных установок очистки и выполнением предусмотренных мероприятий по содержанию зон санитарной охраны отмечена положительная динамика изменений качественного состава показателей качественного состава питьевой воды, что позволяет прогнозировать обеспечение населения поселка питьевой водой, отвечающей санитарным нормам и правилам.
Из проекта:
Граница первого пояса (строгого режима) ЗСО водозабора с поверхностным водоисточником устанавливается в следующих пределах: по водотоку (акватория р. Н.Тунгуска) вверх по течению R = 200 м; вниз по течению г = 100 м; в направлении к противоположному от водозабора берегу полоса акватории шириной d2 = 100 м; по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды (акватории р. Н.Тунгуска) d1 = 100 м. Границы второго пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения устанавливается в следующих пределах: вверх по течению - R = 285,1км; вниз по течению - г = 250 м; боковые границы – d1 = 500 м (в пределах п. Тура) и d1 = 1000 м (далее вверх по течению), границы третьего пояса ЗСО - вверх по течению - R = 285,1км; вниз по течению - г = 250 м; боковые границы - d2 = 3 км.
— Автор: Екатерина Грекова, инженер-эколог ООО "Одум Красноярск"